Вертебрология - мифическая наука

Вертебрология - мифическая наука

Вертебрология – это мифическая наука современной медицины, адептами которой считают себя все, кто имеет хоть какое-то отношение к лечению заболеваний позвоночника. Будь то массажист, мануальный терапевт или нейрохирург, или ортопед-травматолог с невропатологом – все называют себя – вертебрологами. С одной стороны вроде бы и правильно, но с другой? Исходя из определения данного проф. Н.Г.Фомичевым, вертебрология – наука об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, профилактике, эпидемиологии и организации медицинской помощи при патологических состояниях позвоночного столба, а также систем, органов и тканей, связанных с ним функционально и анатомически.

Другими словами, вертебрология ― самостоятельная область медицинского знания, объединившая в себе весь предыдущий опыт современной медицины, единство и борьбу противоположностей. Именно последнее и является основной причиной того, что вертебрология, к сожалению, и по сей день не получила официального статуса и остается мифической наукой.

С единством понятно, – это стремление адептов, используя весь опыт, оказать страждущему максимальную помощь. А вот противоположность как раз и заключается в разности опыта адептов. К примеру, хирурги свято верят, что в основе вертебрологии лежит именно вертебральная хирургия. Причем, нейрохирурги утверждают, что это именно нейрохирургия и, весьма успешно доказывают это. В свою очередь, ортопеды-травматологи уверены, что хирургическая вертебрология зародилась именно на их стезе, с чем крайне не согласны невропатологи. Мануальные терапевты, взяв на вооружение историю, весьма успешно парируют все выпады, ссылаясь на таких авторитетов как Гиппократ Косский (460-390 гг. до н. э.), который в своей работе «О природе костей» достаточно подробно описал анатомию позвоночника, природу вывихов позвонков и их связь с параличом конечностей. Они так же утверждают, что именно Гиппократ первым предложил лечить вывихи позвонков мануальным методом (вправлением), а также вытяжкой и прокачиванием больного на бочке. По их мнению, глубокие знания и опыт Гиппократа позволяют с полным основанием назвать его отцом вертебрологии. С чем невропатологи так же не согласны. О каком отцовстве Гиппократа может идти речь, если первое описание повреждения позвоночника и методов его лечения, датируется еще 3000-2500 гг. до н.э., в знаменитом папирусе Edwin Smith, переведенным известным египтологом J.H.Breasted (1930)?

В папирусе перечислено шесть случаев позвоночной травмы, среди которых выделялись растяжения, переломы и вывихи. Египтяне знали, что травма позвоночника с повреждением спинного мозга вызывает паралич конечностей и нарушение функции тазовых органов. Таких больных лечили аппликацией мяса и меда к области шеи, причем пациент должен был постоянно находиться в положении сидя. В описании случая № 32 сказано: «Ты привяжешь мясо в первый день, ты ослабишь повязки и приложишь топленое сало к голове и шее… Затем ты будешь лечить его медом каждый день, пока он не поправится». В данном папирусе нет даже намека на хирургию и тем более на мануальную терапию. Так что уважаемые коллеги могут спокойно отдохнуть сидя на обочине, пока шагает дружно в ряд невропатологов отряд.

А что касательно Гиппократа, то достаточно вспомнить предложенные им методы лечения кифотических деформаций. Первый (лестница Гиппократа) заключался в том, что больного привязывали лицом к длинной лестнице, которую приставляли к стене, а затем отталкивали так, что больной, описав в воздухе большую дугу, падал на спину. Гиппократ предполагал, что горб при этом исправляется. Второе устройство – тракционный стол, на котором пациента подвергали растяжению по оси позвоночника и компрессии на вершину деформации доской, один конец которой был зафиксирован в стене, а на другой врач давил собственным весом. Таким образом, выходит, что Гиппократ Косский скорее отец инквизиции, чем вертебрологии.

«Да все выше перечисленное не более чем шаманство и садизм безграмотных людей. А вертебрология, прежде всего – наука» – категорически заявляют нейрохирурги. И, в свою очередь, апеллируют к истории. Точнее к Павлу из Эгины (625–690 гг. н. э.), которому приписывается первая попытка декомпрессивной ламинэктомии: - «…если один из отростков позвонка сломан, это легко определяется пальцевым исследованием и тогда следует рассечь кожу, удалить этот фрагмент и снова зашить рану». Вот это и есть первый научный подход и первая операция на позвоночнике! И, таким образом, Павел из Эгины является не только выдающейся личностью средневековья, но и первым Апостолом Вертебрологии.

На данное заявление не на шутку возмутились ортопеды-травматологи:
«О какой науке вы говорите? Натворили тут со своим апостолом, понимаешь. Вы вообще слышали о существовании биомеханики? Рассечь кожу, удалить отросток и дурак сможет. А где стабилизация позвоночника, восстановление его опорности и функциональности? Нашли чем хвастаться, декомпрессивная ламинэктомия. Да вы хоть знаете, что после вашего Павла понадобилось более тринадцати столетий, чтобы выделить и подробно описать синдром болезни ламинэктомированного позвоночника. За что отдельное и огромное спасибо ортопеду-травматологу Я.Л. Цивьяну. Кстати, именно им в конце 50-х годов прошлого века в качестве приоритетного научного направления Новосибирского НИИ травматологии и ортопедии были выбраны вопросы хирургии позвоночника. Им также была создана школа отечественной вертебрологии, уверенно занявшая лидирующее положение в стране и сохраняющая его по сей день. Ученики Я.Л.Цивьяна работали, а многие и продолжают работать не только на территории бывшего Союза, но практически по всему миру. А если вспомнить другие школы и имена, которые подняли нашу профессию на вершину вертебрологии, то…»

«Да ладно, ладно скалолазы вы наши, - прервали трель растерянные пациенты, - лучше подскажите, если вот мне написали в заключении «консультация у вертебролога». Это у кого из вас-то?»

А ведь действительно, сколько величайших умов наполняли копилку вертебрологии… Да какую там копилку? Это не копилка, нет. Это целый воз! Да именно воз, воз бесценных знаний, бережно сохраненных и заботливо пополняемых. Только вот беда одна - опять был прав пророк Крылов И.А.:

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
И вместе трое все в него впряглись;
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там».

И.М.Данилов